Ретрит под Владимиром 2020

Ретрит под Владимиром 2020

8 — 14 июня 2020 г. под Владимиром состоится ретрит с Гуруджи Шибенду Лахири.

Передача практик в Москве

Передача практик в Москве

5, 6, 7 июня 2020 в Москве состоится передача практик крия йоги учителем династической линии Шибенду Лахири.

Лахири Махасая

Лахири Махасая

посетил эту планету не для того, чтобы оставить вас довольствоваться скудными и парализующими утешениями, а чтобы разбить темницу ума.

Двух – нет!

Двух – нет!

Нет ни одной части очевидного (бросающегося в глаза) самосознания, которая была бы вне структуры содержимого (контента) человеческого сознания.

Приглашение

Приглашение

для иллюзии «Я» умирать каждый миг так, чтобы человеческое существо могло жить в измерении Разума от мгновения ко мгновению без бремени прошедшего и без «становления» будущего.

...

...

Нет никакой психологической эволюции или развития. Есть лишь окончание отделяющегося и разделяющего сознания «Я» для проявления божественного. Такое упразднение «Я» является пробуждением Разума.

Медитация – это порядок, а не неразбериха хаотического сознания. Порядок этот – математически абсолютный – непогрешимая нерушимость понимания. Действие из этого измерения – вот что является настоящей крией – что значит делать без малейшего следа чувства «я – делаю». Мышление – беспорядок!
Подробнее ...
Главная Послания Послание 56: Йога-сутра: о садхане
Поделиться:  

Послание 56

40 Далберг Роуд, Лондон, 26 мая 2003

Йога Сутры Патанджали

Садхана Пада

Жить, практикуя, без желания что-либо получить (взамен) (садхана) – второй шаг

2.1 тапаХ-сваадхйаайа-иищвара-праНидхаанаани крийаа-йогаХ

Крия йога – постижение (пранидхана) единства (Ишвара) посредством медитации на (деятельность) эго-ума (свадхьяя) и сжигания всей обусловленности (тапас), с помощью определенных практик.

2.2 самаадхи-бхаавана-артхаХ клеща-тануу-караНа-артхащ ча

Она (крия йога) ослабляет конфликт и развивает равностность (спокойствие) в поведении и чувствах (эмоциях) (самадхи бхавана).

2.3 авидйаа-асмитаа-раага-двеша-абхинивещааХ клещааХ

Потворство (абхинивеша) себе в нижеперечисленном – коренная причина страдания (клеша):

  1. неспособность учиться (авидья);
  2. отождествление себя с «я» и эго (асмита);
  3. привязанности (рага);
  4. отвращения (двеша).
2.4 авидйаа кшетрам уттарешааМ прасупта-тану-виччхинна-удаарааНаам

Неспособность учиться (авидья) – это неспособность видеть «то, что есть». Авидья может быть едва различима (тану), может выглядеть спящей (прасупта), просыпаться иногда (виччхина) или присутствовать всегда (ударана).

2.5 анитйа-ащучи-дуХкха-анаатмасу нитйа-щучи-сукха-аатма-кхйаатир-авидйаа

(I) Авидья – отсутствие понимания «того, что есть». Авидья – иллюзия (заблуждение), в силу которого эфемерное выглядит вечным, профанное кажется священным, страдание – удовольствием, невежество относительно своего истинного Я – знанием себя.

2.6 дрьг-дарщана-щактйор-екаатматаа-ива-асмитаа

(II) Противопоставление вечного Я (атма) и эго (асмита) происходит вследствие отделения наблюдателя от наблюдаемого (дриг-даршана).

2.7 сукха-анущайии раагаХ

(III) Погоня за удовольствием ведет к привязанности (рага).

2.8 дуХкха-анущайии двешаХ

(IV) Страдание – следствие отвращения и враждебности (двеша).

2.9 сва-раса-ваахии видушо-'пи татхаа-рууДхо 'бхинивещаХ

(V) Потакание себе в отождествлении себя с личным «Я» и Эго (свараса-вахи) поддерживается обусловленностью и культурным программированием, и преобладает даже в знающих (видуша апи).

2.10 те прати-прасава-хейааХ суукщмааХ

Тонкое (психологическое) страдание уменьшается с помощью внутреннего наблюдения/рефлексии (пратипрасавах).

2.11 дхйаана-хейаас-тад-врьттайаХ

Ментальное страдание может быть уменьшено с помощью медитативного осознания.

2.12 клеща-муулаХ карма-аащайо дрьшТа-адрьшТа-джанма-веданиийаХ

Коренная причина страдания – резервуар обусловленности (карма), вольно ли невольно собранный с рождения.

2.13 сати мууле тад-випаако джаати-аайур-бхогааХ

Существование этого корня (этого резервуара обусловленности) дает начало водовороту жизненных тягот и трагедий.

2.14 те хлаада-паритаапа-пхалааХ пуНйа-апуНйа-хетутваат

А результатом (этого вихря) становятся удовольствие и страдание, добродетель и порок.

2.15 париНаама-таапа-саМскаара-дуХкхаир-гуНа-врьтти-виродхаач ча дуХкхамева сарваМ вивекинаХ

Для того, кто понимает (вивекина), удовольствие и страдание одинаково болезненны. Они – следствие отпечатков (впечатлений) и внешних воздействий (самскар), усилий, проистекающий из тенденций и привычных склонностей (гун), из (деятельности) ума и его бесконечного упорства в двойственности и противопоставлениях (виродха), – все это ведет лишь к страданию.

2.16 хейаМ дуХкхам анаагатам

Страдание, которое еще не наступило, может быть уменьшено или его можно избежать.

2.17 драшТрь-дрьщйайоХ саМйого хейа-хетуХ

Это становится возможным через слияние наблюдателя и объекта наблюдения.

2.18 пракааща-крийаа-стхити-щиилаМ бхуута-индрийа-аатмакаМ бхога-апаварга-артхаМдрьщйам

Чистое наблюдение (дришья) ведет к восприятию, объединяющему материю и органы чувств (бхуута-индрийа-аатмака). Его целью является освобождение от накопленного опыта (бхога-апаварга-артха) и установленность в совершенном порядке просветленного действия.

2.19 вищеша-авищеша-лингга-маатра-аалинггаани гуНа-парвааНи

В описании характерных черт и привычных склонностей (гун) есть четыре стадии, – от характеризующейся глубокой мудростью (вишеша т. е. гунатит), к обладающей меньшей глубиной (авишеша т. е. сатва), затем к содержащей лишь следы мудрости (лингаматра т. е. раджас), и к совсем лишенной мудрости (алинга т. е. тамас).

2.20 драшТаа дрьщи-маатраХ щуддхо 'пи пратйайа-анупащйаХ

Истинный наблюдающий (не-ум) – есть лишь чистое наблюдение, не загрязненное разделяющим наблюдателем (умом). Чистое наблюдение – это проницательное видение посредством прямого восприятия (прятьяя).

2.21 тад-артха ева дрьщйасйа-аатмаа

Целью чистого наблюдении является растворение разделяющего наблюдателя и появление вечного наблюдающего.

2.22 крьта-артхаМ прати нашТам апи-анашТаМ тад-анйа-саадхаараНатваат

Проблеск Иного (критартха) разрушает все, хотя никакие из обычных когнитивных функций не нарушаются (аньясадхаранатват).

2.23 сва-сваами-щактйоХ сваруупа-упалабдхи-хетуХ саМйогаХ

Целью слияние разделяющего наблюдателя (сва) и истинного наблюдающего (свами) является бытие в естественном состоянии (сва-рупопалабдхи).

2.24 тасйа хетур-авидйаа

Это слияние заблокировано из-за недостатка внутреннего осознания (авидья).

2.25 тад-абхааваат саМйога-абхааво хаанаМ тад-дрьщеХ каивалйам

Несвобода (хана) происходит вследствие отсутствия вышеупомянутого слияния, причина которого в недостатке осознания «Иного», тогда как лишь Его проблеск – освобождение (кайвалья).

2.26 вивека-кхйаатир-авиплаваа хаана-упаайаХ

Различение, бодрствование и непоколебимость (устойчивость) – средства, позволяющие избегнуть несвободы.

2.27 тасйа саптадхаа праанта-бхуумиХ праджньаа

Существует семь ступеней на пути к мудрости – Разуму (т.е. Пуруше).

2.28 йога-ангга-анушTхаанаад ащуддхи-кшайе джньаана-дииптир аа-вивека-кхйаатеХ

Эти ступени таковы:

  1. жизнь в Йоге;
  2. ритуал (восхваление);
  3. уменьшение нечистоты (ментальные и физические загрязнения);
  4. проницательное знание;
  5. сияние;
  6. различение;
  7. бодрствование.
2.29 йама-нийама-аасана-прааНаайаама-пратйаахаара-дхаараНаа-дхйаана-самаадхайо 'шТааваанггаани

Йога как образ жизни включает в себя 8 аспектов:

  1. яма: правила относительно поведения;
  2. нияма: этические предписания;
  3. асана: положение тела (сидячее неподвижное);
  4. пранаяма: правила относительно дыхания;
  5. пратьяхара: отстраненность (безучастность);
  6. дхарана: проблески Всеобщего Разума (Чайтанья);
  7. дхьяна: медитация без (вмешательства) деятельности ума;
  8. самадхи: устойчивость в спокойствии, не в состоянии интоксикации, не в коматозном состоянии; но в состоянии неуязвимом для ментальных проблем (самадхана).
2.30 ахиМсаа-сатйа-астейа-брахмачарйа-апариграхаа йамааХ

Пять ям:

  1. преданность правде (сатья);
  2. воздержание от чрезмерного потворства или пристрастия (астея);
  3. запрет на воровство и стяжательство (апариграха);
  4. отсутствие злобности и враждебности, т.е. ненасилие (ахимса);
  5. воздержание от чрезмерной привязанности к удовольствию и от сексуальной распущенности(брахмачарья).
2.31 джаати-деща-каала-самайа-анаваччхиннааХ саарва-бхаумаа махаавратам

Независимо от рождения, места и обстоятельств, ямы – важнейшие обязательства (махаврата).

2.32 щауча-саМтоша-тапаХ-сваадхйаайа-иищвара-праНидхаанаани нийамааХ

Пять ниям следующие:

  1. чистота (шауча);
  2. удовлетворенность (сантоша);
  3. сдержанность (контроль) и аскетизм (тапас или дама);
  4. оставление заимствованных знаний, чтобы быть доступным Знанию (путей) эго (личного «Я»)(свадхьяя или дана);
  5. восприятие целостности (единства) и сострадание ко всему (Ишвара пранидхана или дайа).
2.33 витарка-баадхане пратипакща-бхааванам

Бытие в ловушке аргументативного (склонного к спору) сознания ведет к конфликту и порождает врагов.

2.34 витаркаа хиМсаадайаХ крьта-каарита-анумодитаа лобха-кродха-моха-пуурвакаа мрьду-мадхйа-адхимаатраа дуХкха-аджньаана-ананта-пхалаа ити пратипакща-бхааванам

Спор, жадность, гнев, заблуждение (иллюзия) и жестокость (применение силы), в любой степени – слабой, средней или неистовой (происходящие с твоего одобрения (позволения), совершаемые тобой самим, или спровоцированные тобой (совершаемые «чужими руками»), – все они ведут к безмерному страданию, невежеству и враждебности.

2.35 ахиМсаа-пратишTхаайааМ тат-саннидхау ваира-тйаагаХ

Вблизи того, кто установлен в ненасилии, враждебность заканчивается.

2.36 сатйа-пратишTхаайааМ крийаа-пхала-аащрайатвам

Последствия действий того, кто предан правде, формируют хорошее основание для правильной (праведной) жизни.

2.37 астейа-пратишTхаайааМ сарва-ратна-упастхаанам

Все драгоценности земного бытия доступны тому, кто установлен в непривязанности (бесстрастии).

2.38 брахмачарйа-пратишTхаайааМ виирйа-лаабхаХ

Неукротимая энергия достигается тем, кто установлен «небо-подобном» сознании (брахмачарье).

2.39 апариграха-стхаирйе джанма-катхаМтаа-саМбодхаХ

Тому, кто непоколебимо тверд в нестяжательстве, доступно высочайшее знание, ведущее к постижению загадки рождения и смерти.

2.40 щаучаат сва-ангга-джугупсаа параир-асаМсаргаХ

Чистота во всем ведет к свободе от отождествления себя с телом и от привязанности к другим телам.

2.41 саттва-щуддхи-сауманасйа-екаагрйа-индрийа-джайа-аатма-дарщана-йогйатваани ча

Чистое бытие (скорее чем попытки стать кем-то или чем-то) ведет к спокойствию (опирающемуся на равностное отношение), к свободе от помрачения рассудка и погони за наслаждениями, и к проблескам вечного (настоящего) себя.

2.42 саМтошаад ануттамаХ сукха-лаабхаХ

Удовлетворенность (отсутствие желаний) порождает высочайшее счастье.

2.43 каайа-индрийа-сиддхир-ащуддхи-кщайаат тапасаХ

Аскетичная жизнь и контроль являются причиной исчезновения дисгармонии в конструкции ум-тело и рождают совершенство.

2.44 сваадхйаайаад ишТа-деватаа-саМпрайогаХ

Медитация на природе эго (личного «Я») ведет к его растворению в благословленном и святом.

2.45 самаадхи-сиддхир-иищварапраНидхаанаат

Бытие установленное в непоколебимом покое – совершенство. Тогда (только) начинается целостное восприятие.

2.46 стхира-сукхам аасанам

Неподвижность и устойчивость возможны только тогда, когда положение тела удобно.

2.47 прайатна-щаитхилйа-ананта-самаапаттибхйаам

Абсолютная бесконечная свобода (ананта) – это избавление от ожиданий и усилий (праятна). Это значит быть равно индифферентным (беспристрастным).

2.48 тато двандва-анабхигхаатаХ

Тогда конфликт и возбуждение не оставляют никакого следа.

2.49 тасмин сати щвааса-пращваасайор-гати-виччхедаХ прааНаайаамаХ

Затем укрепи эту свободу от ума, практикуя пранаяму. Это вдох и выдох с паузой в промежутке (перенесение процесса внутрь).

2.50 баахйа-аабхйантара-стамбха-врьттиХ деща-каала-саМкхйаабхиХ паридрьшТо дииргха-суукшмаХ

Состояние здоровья и возраст тела определяют продолжительность, интенсивность, и частоту пранаямы. Пранаяма может быть описана как:

  • внутренняя;
  • внешняя (анулома-вилома-вастрика);
  • задержка (стамбха или кумбхака).

Или она может происходить циклами (врити), состоящими из вдоха, задержки и выдоха.

2.52 татаХ кшиийате пракааща-аавараНам

Другой вид пранаямы касается наблюдения внешних воздействий и условных рефлексов в ритме с дыханием, и, таким образом, преодоление этих влияний и рефлексов (обусловленности) (это называется аджападжапа или анапанасати).

2.53 дхаараНаасу ча йогйатаа манасаХ

Разделяющее сознание становится тогда готовым увидеть то, что поддерживает всю жизнь.

2.54 сва-вишайа-асаМпрайоге читтасйа сваруупа-анукаара ива-индрийааНааМ пратйаахаараХ

Отстраненность (пратьяхара) подразумевает (необходимость) избегать участия в эгоистичной деятельности и ментального пристрастия (анукара) к приятному (индрияна).

2.55 татаХ парамаа ващйата-индрийааНаам

После этого наступает высшее господство над привязанностью к удовольствию и отвращением к неприятному (умом).